Содержание садово-парковых объектов осуществляется после сдачи объекта в эксплуатацию по определённым нормам и правилам. На объектах осуществляется системный контроль состояния зелёных насаждений и всех конструктивных элементов. Проводится мониторинг состояния зелёных насаждений на объектах, то есть постоянное отслеживание их состояния и принятие необходимых мер по предотвращению или устранению какого-либо ущерба. Разрабатывается и уточняется методика такого мониторинга. Составляются электронные базы данных по озеленённым территориям города в сочетании с картографическими материалами - планами инвентаризации насаждений. В основу мониторинга должен положен общий, частичный, или поквартальный, осмотр - обследование, внеочередной или чрезвычайный осмотр объектов озеленения.
Два раза в год проводится общий осмотр садово-парковых объектов весной и осенью. При осмотре обследуют все элементы объекта.
Весной проверяют состояние объектов и готовность их к дальнейшей эксплуатации; осенью - готовность объекта к эксплуатации в зимних условиях. По итогам осмотра составляются акты обследования. Частичный, или поквартальный, осмотр направлен на определение состояния объекта или части его с целью оценки деятельности эксплуатирующих служб за квартальный период и постановки задач по улучшению их работы. Внеочередной, или чрезвычайный, осмотр обуславливается резким изменением условий эксплуатации из-за стихийных бедствий или технических причин: прокладка коммуникаций, самовольное уничтожение зеленых насаждений. Для всех видов осмотров назначают постоянно действующую комиссию, которая с выходом на место принимает решение. В ее состав, кроме инженеров эксплуатируемых служб, привлекаются представители общественных организаций, предприятий садово-паркового хозяйства.
Основные правила содержания и охраны зеленых насаждений на территории Российской Федерации в настоящее время должны определяться нормативно-правовыми материалами. В конце XX века это были «Правила охраны и содержания зеленых насаждений в городах и населенных пунктах РСФСР» (1985 г.), а также конкретизированными для своих условий подобными документами, утвержденными республиканскими министерствами жилищно-коммунального хозяйства или горисполкомами. В Москве действуют с 2002 года «Правила создания, охраны и содержания зелёных насаждений Москвы». С учётом специфики условий эти «Правила» можно использовать в садово-парковом хозяйстве населённых мест России. Для объективной оценки состояния зелёных насаждений и разработки оптимальных мероприятий по содержанию объекты озеленения должны быть подразделены на классы. Значимость и ценность объекта могут быть различны, и поэтому требования к содержанию такого объекта также могут иметь различия. Например, требования к содержанию исторического парка-памятника садово-паркового искусства и требования к содержанию территории жилой застройки.
В Санкт-Петербурге все объекты - озеленённые территории - в зависимости от их назначения, размещения в городской застройке и интенсивности ухода подразделяются на пять классов:
I класс - объекты городского значения, наиболее ответственные по местоположению, художественной и исторической ценности; наиболее посещаемые городские парки, сады, скверы, места у общественных и исторических зданий, сооружений, а также важнейшие городские уличные магистрали - бульвары, проспекты, улицы;
II класс - объекты районного значения: парки, сады, скверы, бульвары, улицы, дороги и проезды;
III класс - объекты местного значения: сады, бульвары, скверы, улицы и проезды, внутриквартальное озеленение и сады микрорайонов;
IV класс - ландшафтные и исторические парки, объекты озеленения различных ведомств, школ, больниц и детских дошкольных учреждений;
V класс - лесопарки и леса в пределах городской черты и пригородной лесопарковой зоны.
Озелененные территории в г. Москве могут находиться в федеральной государственной собственности, в муниципальной собственности, а также в иных формах собственности, определенных Земельным кодексом РФ. Независимо от формы собственности каждый землепользователь обязан содержать и охранять объекты озеленения за счет собственных средств самостоятельно или путем заключения соответствующих договоров со специализированными организациями. По уровню содержания озелененные территории Москвы в соответствии с постановлением правительства Москвы делятся на три группы. К первой группе отнесены озелененные территории вдоль городских магистралей, являющихся границами между административными округами и памятники садово-паркового искусства. Ко второй группе отнесены озелененные территории общего пользования местного значения. К третьей группе отнесены озеленённые территории жилой и промышленной застройки. Для каждой группы определяются нормативы затрат на содержание, которые должны по мере изменения цен подлежать индексации в установленном порядке. Отнесение насаждений к тем или иным классам проводится решениями по представлению административных органов и организаций садово-паркового хозяйства.
Ответственность за содержание и сохранность зеленых насаждений несут их владельцы:
- в парках, садах, бульварах, лесопарках - объектах общественного пользования - руководители городских или районных организаций садово-паркового хозяйства;
- в жилых микрорайонах, на улицах перед жилыми домами до проезжей части, в микрорайонных садах - руководители жилищной системы, по принадлежности;
- на территориях промышленных предприятий, заводов, фабрик, НИИ, различных ведомств и других организаций, а также на прилегающих к ним участках и санитарно-защитных зонах - руководители предприятий и организаций;
- на территориях, отведенных под строительство, со дня начала работ - на заказчика или по его доверенности на генерального подрядчика-строителя;
В соответствии с существующим законодательством все руководители подразделений, имеющих зеленый фонд на введенных им территориях, обязаны:
1. обеспечить полную сохранность и квалифицированный уход за существующими зелеными насаждениями, принимать меры к расширению их площади согласно санитарно-гигиеническим и градостроительным нормам;
2. новые посадки деревьев и кустарников производить только по проекту, согласованному с главным (районным) архитектором и службой садово-паркового хозяйства;
3. вынужденное удаление или пересадку деревьев и кустарников, изменение планировки объекта и возможное повреждение или уничтожение газонов и стационарного оборудования возможно лишь при наличии разрешения службы садово-паркового (зеленого) хозяйства;
4. иметь паспорт на объект озеленения и вносить в него ежегодно по состоянию на 1 января все текущие изменения, происшедшие на объекте, в том числе прирост деревьев и кустарников или их удаление, а один раз в 5 лет -результаты их переоценки;
5. проводить как профилактические, так и текущие работы по борьбе с вредителями и болезнями насаждений, в том числе удаление сухостойных, ветровальных и потерявших декоративный вид деревьев и кустарников; вырезку сучьев и замазку ран; пломбировку дупел и формовочную обрезку деревьев и кустарников;
6. не допускать вытаптывания газонов и складирования на них различных материалов, мусора, сколов льда, грязного снега и т. д.;
7. поливать в сухое время летом насаждения, получая воду, в необходимых случаях, от жилищных организаций безвозмездно;
8. содержать в чистоте и в нормальном санитарном состоянии имеющиеся на объекте водоемы, производя полную очистку один раз в 10 лет;
9. обеспечивать охрану, защиту и подкармливание птиц и диких зверей, особенно при наличии в своем ведении парков, лесопарков, лесных зон пансионатов или пионерских лагерей;
10. предусматривать в годовых сметах выделение средств на содержание зеленых насаждений, исходя из норм выделения операционных средств в зависимости от класса и штата специалистов садово-паркового хозяйства (из расчета 1 чел. на 5... 10 га территории зеленого фонда).
Стоимость работ по содержанию садово-парковых объектов определяется на основании ведомости объемов работ и расценок по отдельным конструктивным элементам, кратности каждой операции, вытекающей из технологии ухода за зелеными насаждениями и классности объекта.
Специализированные службы владельцев объектов должны проводить весь комплекс агротехнических мер ухода за зелеными насаждениями своими силами или силами других служб (водопровод, освещение и др.) по договорам. При необходимости капитального ремонта или реконструкции объекта и при наличии финансирования, проектной организации заказывают проектно-сметную документацию, которая утверждается в установленном порядке, после чего специализированной организации по садово-парковому строительству делают заказ на выполнение работ. В соответствии с Основами Земельного кодекса РФ земли границ городов и поселков находятся в ведении городских и поселковых административных органов. Объекты в этой черте, как общественного, так и ведомственного пользования, образуют неприкосновенный зеленый фонд города, поселка и составляют народное достояние, которое в соответствии с законами Российской Федерации, касающимися охраны природы, подлежит государственной охране.
За самовольное повреждение или уничтожение озелененной территории владельцы их, а также лица, непосредственно виновные в причинении ущерба, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке. За вынужденное уничтожение насаждений в связи с застройкой, прокладкой коммуникаций или временных транспортных магистралей, метро и т. п. также производится взыскание за причиненный ущерб с организаций, проводящих работы:
- владельцы территории - землепользователи - обязаны проводить эффективные меры по повышению плодородия почв, проводя комплекс агротехнических мероприятий; не допускать заболевания, загрязнения и зарастания земель сорняками;
- строительные и другие организации, ведущие любое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, обязаны снимать и хранить плодородный слой почвы для использования его в зеленом строительстве, а также восстанавливать за свой счет озелененные земельные участки, нарушенные при производстве строительных работ, немедленно после окончания строительства;
- промышленные и строительные предприятия, организации, учреждения обязаны не допускать загрязнения объектов озеленения производственными отходами, строительным мусором, сточными водами и другими вредно действующими на растения веществами.
Все эти требования должны быть поддержаны контролем исполнения со стороны руководителей указанных подразделений и служб садово-паркового хозяйства.